Почти 100 лет назад этот глухой таежный уголок на Южном Урале облюбовал горный инженер А. Ф. Шуппе и в 1905 г. 29 сентября подал прошение на имя министра финансов об отдаче ему участка казенной землг площадью 50 десятин на берегу реки Большой Сатки под строительство завода.

3 июня 1908 г. с казной быт заключен договор на аренду сроком на 99 лет. От 1 июня 1910 г. был пущен первый в России ферро-сплавный завод на Порогах. Лишь в начале XXI века истекает срок, оговоренный с царским министром.

За прошедшие десятилетия» Россия не раз меняла обличье, сотрясаемая войнами революциями, «перестройками»... А крохотный Порож ский заводик все эти годы не останавливался, производи продукцию, в которой всегда нуждались российские металлурги. В чем заключается секрет его долголетия? Вероятно, прежде всего в точных расчетах горного инженера А. Ф. Шуппе, который сумел отыскать самое подходяще» место для будущего электроплавильного комплекса.

Все было под рукой: огромные залежи кварцита—основной сырья для выплавки ферросилиция, лесные массивы -для выжига древесного угля, река с бурливыми порогами «Обследование русла реки Сатки инженером Шупш натолкнуло его на мысль использовать живую силу речки, — пишут К. Петров и В. Швецов в своей книг «Из прошлого Златоустовских заводов», выпущенной 1926 г. В 35 верстах от Саткинского завода и 5 верста выше впадения речки Сатки в реку Ай было найден узкое местечко между гор с пролетом не менее 4 сажен, где и было решено построить гидроэлектростанцию...». Порожский комплекс состоял из гидроэлектростанции, построенной рядом с плотиной, перего родившей реку возле горы Уара; плавильного цеха, шихтарника с дробилкой, электродной кузницы и т.д. Ожил «медвежий угол», забурлила здесь жизнь.

Выросший на крутом склоне Чулковского хребта рабочий поселок Пороги растянулся длинной улицей возле образовавшегося пруда. Окна изб по вечерам уютно светились электричество в поселке стало привычным хотя в начале века оно было роскошью даже в города Труд десятков рабочих использовался на заводе. Позднее, при Советской власти, Порожский завод-филиал Саткинского металлургического — по-прежнему давал металлургам необходимую продукцию — ферросплавы, а в 60-е годы завод перешел на производств магнезита (периклаза).

Причем расширение ассортимента и изменение технологии не повлекли за собой никаких технических «революций». Внешне облик Порожского комплекса не изменился. В плавильном цехе, стены которого сложены из камня и скорее всего напоминают декорацию к фильму, повествующему о временах «демидовских» заводов, кое-какие изменения произошли механизирован и автоматизирован труд плавильщиков которые, например, лишь с помощью кнопок сейчас управляют электродами.

Но в то же время спекающуюся в открытой электропечи «кашу» перемешивают, как встарь, «шуровками» — деревянными палками. А в соседнем машинном зале ГЭС до сих пор работают две водяные турбины системы «Френсис», установленные со дня основания завода! До сегодняшних дней не угасают электропечи Порожского участка (так стал называться завод), которые сейчас входит в состав цеха магнезитового порошка №4 АО «Комбинат «Магнезит». Работает на привозном сырье, продукции он дает немного, — и это скорее не производственная необходимость, а дань исторической традиции. Чуть теплится завод, и замирает жизнь поселка, в котором не осталось молодых жителей, лишь доживают свой век пенсионеры. Впрочем, Пороги живучи.

Это зимой трескучие морозы сковывают не только спокойную запрудную воду, но останавливают на месяцы водопад, и замирает тот бирюзовым сверкающим столпом, подпирающим плотину. А весной оживает вода и, сбросив ледяной гнет, возвещают о пробуждении и ликуют прозрачные потоки под ярким солнцем. И дрожит, кажется, от мощного напора речной воды, вот-вот рухнет почти вековая плотина, сложенная из уральского камня.

Эта плотина была в начале века спроектирована профессором Бахметьевым. И по утверждениям специалистов тех лет, при ее расчете вкралась значительная ошибка из-за того, что обследование местности производилось в самое дождливое время года. Поэтому условно Порожский завод работал почти на 3 месяца в год меньше запланированного. Но история расставила свои акценты — спустя десятилетия красавица плотина поражает простотой и изяществом исполнения, гармонично вписавшись в порожское ущелье.

Плотина, как и завод, за время своего существования ни разу не подвергалась серьезным реконструкциям. Любуясь ею, трудно предположить, что сейчас плотина серьезно «больна» и срочно нуждается-таки в реконструкции, как удивительный памятник истории, науки и техники. Для того чтобы предотвратить его дальнейшее разрушение» в последние годы разработана областная специальная программа создания природно-исторического комплекс «Пороги». Предполагаются не только реставрация плотины и всего Порожского комплекса, но и создания (возрождение) самобытной уральской промышленно деревни, сохранение уникальной природы, организации туризма в этих замечательных местах.

По замыслу организаторов, комплекс «Пороги» — это только часть большого проекта под условным название «Железное кольцо России». Станет ли замысел peaльным, а «Железное кольцо» столь же знаменитым и притягательным для туристов, как «Золотое кольцо России — покажет время.

НОВОСТИ

27 Август 2019

Программа чемпионата Челябинской области по ралли!

Программа чемпионата Челябинской области по ралли! 
30 августа 2019 года (пятница): 
12:00-19:00 – Тестовые заезды (Трасса ралли) 
19:00-21:30 – Регистрация и выдача документов для ознакомления, административные и технические проверки (ДК Горняков, г.Бакал, ул. Ленина, 9)